Траектория Музыки
представляет

EVERYTHING IS REAL
Фестиваль Элвина Люсье
Художественный руководитель — Арман Гущян
2.10 –7.10.2017
3 октября, вторник | 19:00 – Лекция | 20:00 – Концерт
Мультимедиа Арт Музей, Москва

THE NEW YORK SCHOOL

Платформа «Траектория Музыки» представляет фестиваль-ретроспективу работ Элвина Люсье — «Everything Is Real», посвященный творчеству легендарного композитора, одного из пионеров американской экспериментальной музыки и саунд-арта. Гордостью фестиваля станет участие в нем Люсье как композитора и как исполнителя своих знаменитых перформансов.

Концертом «The New York School» откроется музыкальная программа фестиваля. В программу войдут сочинения композиторов Нью-Йоркской школы — Джона Кейджа и Мортона Фелдмана, а также выросших на идеях нью-йоркского круга композиторов, художников и поэтов — Элвина Люсье и Джеймса Тенни.

Элвин Люсье (р.1931) — важнейшая фигура в музыке второй половины XX века, первопроходец во многих областях музыкальной композиции, перформанса, звуковой инсталляции. Продолжая поэтику наблюдения за «действующим звуком» Джона Кейджа, Элвин Люсье исследует в пространстве своего искусства физическую природу звука, психологию и физиологию его восприятия, акустические свойства пространств и другие явления физического мира, существующие как эстетический потенциал вне музыки и независимо от человека. Благодаря музыке Люсье, слушатель открывает для себя как неизвестные ему свойства звука, так и то, что он считает для себя давно известным и привычным, — то, как он слушает. Звук, пространство и время в творчестве Люсье выходят из тени музыкальной выразительности, превращаясь в музыку их собственного восприятия.

Перед концертом в 19:00 в фойе Мультимедиа Арт Музея состоится
лекция Элвина Люсье о композиторах Нью-Йоркской школы.

ПРОГРАММА

Элвин ЛЮСЬЕ
Vespers для четырех исполнителей на эхолокаторах (1968, российская премьера)

Джон КЕЙДЖ (1912–1992)
Струнный квартет в четырех частях (1950)
Джеймс ТЕННИ (1934–2006)
Arbor Vitae для струнного квартета (2006, российская премьера)
Мортон ФЕЛДМАН (1926–1987)
«Структуры» для струнного квартета (1951, российская премьера)
Элвин ЛЮСЬЕ
Navigations для струнных (1991, российская премьера)


ИСПОЛНЯЕТ

Квартет «Студия новой музыки»

Станислав Малышев (скрипка)
Инна Зильберман (скрипка)
Анна Бурчик (альт)
Ольга Калинова (виолончель)

Аннотации
Использование текстов возможно со ссылкой на данную страницу.
Элвин Люсье. Vespers

Акустическая ориентация с помощью эхолокации, для исполнителей с ручными приборами эхолокации

В 1970 г. хореограф Мерс Каннингем попросил меня написать музыку для танцевального спектакля, над которым он работал. В спектакле под названием «Объекты» должен был участвовать художник Нил Дженни. Я ответил, что почту за честь.

Однако вместо нового сочинения я решил дать ему Vespers — пьесу, которую я написал годом ранее.В этом произведении четыре исполнителя перемещаются в пространстве затемненного помещения с приборами эхолокации Sondol, ручными генераторами импульсной волны, издающими резкие короткие щелчки, частота повторения которых может варьироваться. Исполнители направляют эти звуки в разные точки пространства таким образом, чтобы они отскакивали рикошетом от стен, пола, потолка. Звуки преломляются отражающими поверхностями, образуя множественные эхо-сигналы, и постепенно возникает акустическая «подпись комнаты». Слово Vespers отсылает к названию вида обыкновенных летучих мышей (по-английски — Vesper bats) семейства гладконосых (Vespertilionidae) — «экспертов» в искусстве эхолокации.

Я думал, что остановившись на пьесе Vespers, сделал хороший выбор, потому что приборы Sondol с батарейным питанием не нужно было подключать к стационарной звуковой системе труппы. Звуки исходили не из установленных на одном месте громкоговорителей, а из движущихся в пространстве точек.

На первое представление «Объектов», которое состоялось 10 ноября 1970 г. в Бруклинской академии музыки, мне попасть не удалось. Однако я был на втором и после спектакля прошел за сцену, чтобы поблагодарить Мерса. Мы пожали друг другу руки, и он посмотрел на меня так безучастно, что казалось, он не узнает меня. По дороге домой я был уверен, что моя музыка ему не понравилась.

Спустя несколько дней я получил от него записку, в которой Мерс писал, что танцевал с травмой колена, и боль была настолько сильной, что он чуть не потерял сознание. И далее, что ему очень понравилась моя пьеса, и что пространственные эффекты были потрясающими.



Джон Кейдж. Струнный квартет в четырех частях

В 1949 г. Кейдж, получив стипендию Фонда Гуггенхайма, едет в Париж. Там в августе он начинает работу над квартетом, который заканчивает в 1950 г. уже в Нью-Йорке.

Идеей сочинения становится структурирование музыки при помощи ритмических пропорций. Сочинение состоит из четырех частей: Quietly Flowing Along («Спокойно плывя»), Slowly Rocking («Медленно покачиваясь»), Nearly Stationary («Почти статично»), Quodlibet. В каждой части по два раздела со следующими ритмическими пропорциями: 2 ½, 1 ½, 2, 3, 6, 5, ½, 1 ½. В общей сложности 22 единицы, в каждой — по 22 такта.

После балета «Времена года» Кейдж вновь обращается к календарному циклу, но на этот раз отвечающему индийским представлениям. Первая часть имеет подзаголовок «Лето во Франции», вторая — «Осень в Америке», третья часть — Зима (канон), четвертая — Весна (кводлибет).

Струнные инструменты, согласно ремарке Кейджа, играют «без вибрато и с минимальным нажимом на смычок». Преобладание тихого уровня громкости, остинатные микро-«паттерны» приближают звучание к состоянию «тишины», которую Кейдж, увлекшись идеями дзен-буддизма, с этого периода все чаще старается воссоздать в своих композициях.

Премьера квартета состоялась 12 августа 1950 г. в Блэк-Маунтин (штат Северная Каролина).



Мортон Фелдман. «Структуры»

Новаторство Мортона Фелдмана связано, прежде всего, с разработкой графических партитур, однако этот квартет представляет собой композицию совершенно иного типа. Он нотирован точно так же, как любой классический квартет и может служить примером того, как реализовал бы одну из своих графических партитур сам композитор. Именно это и сделал Фелдман. Сначала он набросал план, какие музыкальные события могут происходить во время исполнения, и работал над ним до тех пор, пока не был им полностью удовлетворен. Нужно понимать, что это был не литературный сценарий, описывающий последовательность событий, а общее руководство к действию. После этого Фелдман перевел материал в конвенциональную нотную нотацию, довольно однозначно фиксирующую звуковой результат. К такой необычной композиционной технике он прибегал дважды: в этом сочинении и второй раз в фортепианной пьесе, сочиненной в 1951 г. для Мерса Каннингема, который затем поставил на нее балет «Вариации» для одной танцовщицы.

«Структуры» для струнного квартета представляют собой короткую одночастную композицию, исполняемую как можно тише — еще одна отличительная черта Фелдмана. «Структура» композиции — это последовательность паттернов. Открывающий сочинение паттерн отличается пуантилистической прозрачной фактурой. За ним следует то, что за отсутствием более точного определения, я назову серией квази-остинатных пассажей. Каждый из них — почти, но не совсем точно повторяющееся остинато, а вместе они образуют что-то схожее с петлей магнитофонной ленты (tape-loop) в электронной музыке. Их разделяют короткие паузы или простое прикосновение к струнам. Следующим вновь становится пуантилистический паттерн, напоминающий о начале квартета, за ним идут еще два квази-остинатных пассажа и заключительный раздел, снова отсылающий к началу. Диалектика пьесы заключена в снятии противоречия между пустотой и плотностью, нерегулярностью и периодичностью.

Леджарен Хиллер



Джеймс Тенни. Arbor Vitae

Arbor Vitae («Древо жизни») — последнее сочинение Джеймса Тенни. Оно служит кульминацией многих идей, воплощенных в его предыдущих произведениях, и одновременно является невероятно новаторским. Название отражает отношение Джима к жизни и к музыке, а также к процессу сочинения, в котором он использует образ корней и ветвей дерева как метафору для описания своей гармонической системы. К особенностям, которые характеризуют эстетику Джима, относится использование обертоновых рядов определенного основного тона, а на макроуровне — использование одного единственного гештальта, представленного во многих параметрах композиции. Например, расширяющийся, а затем сжимающийся (нисходящий, а затем восходящий) звуковой диапазон; крещендо и диминуэндо; аччелерандо и ритардандо действуют на протяжении всей пьесы. В этом смысле Arbor Vitae произрастает из других произведений, таких как Diapason, цикл Spectrum и пьесы Swell. С другой стороны, поразительно, насколько шире и богаче в нем запас композиционных средств.

Звуковой «словарь» пьесы включает тоны вплоть до 1331-го частичного тона, а система эволюционирующих гармоник удивительно развита. Изменения, происходящие на микроуровне, влияют на восприятие макро-гештальта. По мере развития пьесы изменяющиеся обертоновые поля становятся все более широкими и сложными. Центральный элемент (корень в контексте этой пьесы) — это высота (обертоновый ряд тона си-бемоль контроктавы), на которой основано все произведение. Звучащие тоны — это по сути ветви центрального элемента. Сначала гармоники могут восприниматься в одном обертоновом поле, но затем, когда ветви ветвей (гармоники гармоник) используются для порождения новых тонов, может возникнуть впечатление политоновости. Основной нижний тон в 20 обертоновых рядах ни разу не появляется. Таким образом, только вся пьеса целиком может дать представление об ее конструкции, основанной на обертоновом ряде звука си-бемоль контроктавы. В отдельные моменты может показаться, что сегменты берут свое происхождение из разных основных тонов (от других корней), вместе с тем они образуют синергетическую форму единого центрального тона. Словосочетание arbor vitae, «древо жизни», встречается в «Пустых словах» Кейджа, хотя я не уверен, что здесь есть какая-то связь.

Это сочинение, пользуясь терминологией Ж. Делёза, ризоматично, поскольку все со всем объединяет. Насколько трудно в полной мере оценить интеллектуальный вклад Джима, настолько же сложно сделать исчерпывающий анализ Arbor Vitae, поскольку и то, и другое выходит за рамки любого дискурса. Предоставьте это Джиму, зашифровавшему все это в своей музыке. Несмотря на композиционную строгость, звучание пьесы все скажет, ведь именно благодаря исполнению и прослушиванию музыки достигается собственно ее понимание за пределами технического описания. Особую благодарность хочу выразить Лорен Пратт и семье Джима, а также Ларри Полански, Майклу Пизаро, Майклу Байрону, Нику Дидковскому и Квартету Боззини, которые внесли свой вклад в издание партитуры. Сочинение создано по заказу Квартета Боззини при поддержке Канадского Совета по искусству.

Майк Винтер



Элвин Люсье. Navigations

Идея сочинения возникла в 1980 г. во время записи звуков электромагнитных колебаний ионосферы Земли на вершине Колорадо. Когда я прослушал кассеты, я обратил внимание на присутствие высокочастотных сигналов, которые повторялись с неестественной регулярностью. Позже я узнал, что это сигналы навигационной системы Omega, используемые для определения местоположения и управления самолетами и кораблями по всему миру. Я был очарован естественными радиоизлучениями из ионосферы, но меня раздражали постоянные искусственные звуки радиосети Omega. Ни фильтрами, ни редактированием убрать их не получалось.

На протяжении многих лет эти тоны преследовали меня. Я часто обнаруживал, что напеваю или насвистываю их в течение дня. Со временем я постепенно сжал их в одну мелодическую фразу из четырех нот (H-A-B-As), состоящую из двух нисходящих целых тонов, между которыми был один полутон. Я частенько подумывал о том, чтобы использовать их в сочинении.

Когда меня попросили написать квартет, я решил положиться на этих дружелюбных, но настойчивых музыкальных призраков. Я хотел сделать так, чтобы тоны «Омеги» исчезли. Один из способов был медленно сжать терцию в один тон. С помощью простой системы нумерации я выписал длинную последовательность постоянно меняющихся мелодических и инструментальных комбинаций изначальных четырех тонов. Переходя от одной комбинации к другой, исполнители постепенно берут высоту чуть выше и чуть ниже — настолько, чтобы это было незаметно для нашего уха. По мере сжатия интервала, они постепенно понижают динамический уровень и замедляют темп, позволяя звукам удлиняться подобно теням, и отступать в атмосферу комнаты.

На протяжении всего сочинения мы слышим акустические биения, обусловленные звуковысотной разностью между тонами. Биения, начиная с 14-ти, 13-ти и 12 раз в секунду — начальный цикл частот биений — постепенно замедляются до нуля при достижении унисона. В повторяющихся интервалах исполнители могут настраивать высоту своего тона, слушая биения, возникающие с соседними тонами.

Сочинение создано по заказу Эрнстальбрехта Штиблера, Гессенского радио и посвящено Квартету Ардитти. Оно было сочинено весной 1991 г. в Берлине и Мидлтауне (штат Коннектикут).

Исполнители
Струнный квартет «Студия новой музыки»
Струнный квартет "Студия новой музыки" создан в 2004 г. в стенах Московской консерватории ее выпускниками, которые осваивали мастерство камерно-ансамблевого музицирования под руководством знаменитых профессоров — А. Бондурянского, А. Корчагина, Н. Коган, А. Рудина, Т. Алиханова, А. Шишлова.

За время учебы участники квартета неоднократно становились лауреатами международных конкурсов (им. С. И. Танеева, Россия, 1999; им. Беллини, Италия, 2000) и музыкальных фестивалей, таких как «Молодежная академия России» (2003, 2004, 2005), «60 лет памяти», Узедомский камерный фестиваль (Германия, Польша), Фестиваль русской культуры в Каннах (Франция, 2006) и других.

С 2005 г. квартет сотрудничает с Центром современной музыки при Московской консерватории. За это время музыканты с успехом исполнили множество российских премьер сочинений Ж. Цинсстага, Д. Лигети, С. Райха, В. Лютославского, Л. Берио, Ф. Донатони.

Особое место в деятельности квартета занимает совместная работа с молодыми композиторами, музыку которых музыканты регулярно исполняют в своих концертах, а также принимают участие в работе международных конкурсов композиторов им. Н. Я. Мясковского и им. П. И. Юргенсона.

Исполнительское мастерство музыкантов получило самую высокую оценку известных композиторов современности, среди которых В. Сильвестров, К. Пендерецкий, А. Госсен.

Квартет активно сотрудничает с исполнителями и ансамблями, среди которых А. Любимов, А. Рудин, Е. Кичигина, М. Пекарский, А. Тростянский, Н. Манабе, Ensemble Modern и другие. С особым удовольствием участники квартета выступают в составе ансамбля солистов «Студия новой музыки» под руководством И. Дронова.

Квартет много концертирует, как в России, так и за рубежом, играя на престижнейших площадках Парижа, Берлина, Милана, Ниццы, Баку, Стамбула. Участвует в различных международных музыкальных фестивалях: в Эль Джеме (Тунис), в Санкт-Галлене (Швейцария), «Евразия» (Екатеринбург), «Московский форум», «Московская осень» и многих других.
Полное описание программы
Фестиваля Элвина Люсье
Узнайте о наших новых проектах
Рассылка анонсов предстоящих событий платформы «Траектория Музыки»