Траектория Музыки
представляет

EVERYTHING IS REAL
Фестиваль Элвина Люсье
Художественный руководитель — Арман Гущян
2.10 –7.10.2017
7 октября, суббота | 20:00
Электротеатр Станиславский, Основная сцена

MUSIC FOR SOLO PERFORMER

Впервые в России Элвин Люсье исполнит свои знаменитые перформансы, ставшие одними из первых в истории музыки произведений саунд-арта. В Электротеатре состоится первое исполнение в России легендарного перформанса Элвина Люсье "Music for Solo Performer" для исполнителя, многократно усиленных мозговых ритмов и ударных инструментов. К голове исполнителя прикрепляются электроды, снимающие электроэнцевалограмму мозговой активности. Исполнитель входит в медитативное состояние, благодаря чему в его головном мозге постепенно начинают появляться альфа-ритмы, которые усиливаются и распределяются в виде всплесков вибраций разной частоты и амплитуды по ударным инструментам, распределенным по всему залу.

Наряду с этим Элвин Люсье впервые в России исполнит свой другой знаменитый перформанс "Bird and Person Dyning" для исполнителя с бинауральными микрофонами, громкоговорителей и электронных звуков. Перформер с бинауральными микрофонами играет "в дуэте" с электронно сгенерированным птичьим щебетанием, которому он отвечает звуками обратной связи (фидбека), управляемой его перемещениями по сцене. Слушатели слышат как оригинальный электронный щебет, исходящий из одного конца зала, так и тот, который слышит сам исполнитель со своей постоянно меняющейся позиции на сцене. Благодаря этому наложению и фидбеку, возникает акустическое гетеродинирование: феномен, при котором в разных точках пространства появляются фантомные копии звуков птичьего щебета вокруг головы слушателя.

Между перформансами в исполнении Ивана Бушуева прозвучит российская премьера сочинения Люсье для пяти разновидностей флейт и генераторов звуковой частоты "Almost New York".

Концерт будет сопровождаться оптическими и видео инсталляциями Андрея Топунова.


ПРОГРАММА

Элвин Люсье

Bird and Person Dyning для исполнителя с бинауральными микрофонами, громкоговорителей и электронных звуков
(1975, первое авторское исполнение в России)

Almost New York для пяти флейт (одного исполнителя)
(2001, российская премьера)

Music for Solo Performer для исполнителя, многократно усиленных мозговых ритмов и ударных
(1965, российская премьера)

ИСПОЛНЯЮТ

Элвин ЛЮСЬЕ (перформанс, США)
Иван БУШУЕВ (флейта)
Хауке ХАРДЕР (звуковой дизайн и перформанс, Германия)
Тревор СЕЙНТ (перформанс, США)
Андрей ТОПУНОВ (видео-арт)
Аннотации
Использование текстов возможно со ссылкой на данную страницу.
Bird and Person Dyning
для исполнителя, бионауральных микрофонов, громкоговорителя и электронных звуков

Однажды мне пришла по почте посылка с электронной птицей, которая представляла собой серебряный шар со шнуром питания и при подключении издавала звуки, похожие на щебет. Это был подарок от Дуга Кана, молодого калифорнийского композитора, которого я никогда не видел. Он сказал, что это была первая из пьес под названием A Dream Aviary или, в моем случае, A Dream Alviary. Я поставил ее на кухне и включал иногда по утрам, чтобы взбодриться, размышляя над тем, как бы использовать ее в музыкальной композиции.

Спустя несколько месяцев в журнале Scientific American я прочитал статью, в которой шла речь о том, как некоторые перелетные птицы, особенно индиговый овсянковый кардинал, проделывают длинные дистанции ночью, ориентируясь на положение звезд относительно вращающейся Земли. Почти идеальное чувство времени позволяет им понять и скорректировать постоянно изменяющиеся пропорции — такую их способность я считаю весьма музыкальной. И хотя все это к структуре сочинения прямого отношения не имеет, именно это стало первым импульсом и обитает в нем, как призрак.

В моем распоряжении была система бинауральных микрофонов Sennheiser, состоявшая из двух миниатюрных микрофонов. В ушах человека (или манекена) они реалистично передавали звуки именно такими, какими он их может услышать — преломленными о голову и изгибы его ушей. Я начал экспериментировать с движением звука птичьего щебета между двумя громкоговорителями, «слушая» их через миниатюрные микрофоны в моих ушах и медленно перемещаясь по комнате. Когда я поворачивался, например, слева направо, усиленный микрофоном щебет перемещался соответственно, создавая небольшие временные задержки и фазовые сдвиги относительно неподвижной птицы. Иногда между микрофонами и громкоговорителями могла возникать обратная связь, частоту и интенсивность которой я мог контролировать небольшими движениями головы. При определенных обстоятельствах акустический микс птичьего щебета и обратной связи создавал гетеродинирование, явление, которое порождало иллюзорные щебеты, включая зеркальные отражения — выше и ниже оригиналов. Благодаря реалистичности бинауральной системы эти фантомы могут возникать в разных точках пространства, часто в голове и вокруг головы слушателя.

Исполнение Bird and Person Dyning — исследование этих феноменов в реальном времени. Название сочинения точно описывает этот процесс.



Almost New York
для пяти флейт (одного исполнителя)

По обеим сторонам пространства исполнения установлены громкоговорители. На пяти стойках на сцене размещены пять флейт: контрабасовая, басовая, альтовая, флейта и флейта-пикколо. Во время исполнения два генератора звуковой частоты медленно поднимаются и опускаются, описывая фигуру «Х». В это время флейтист переходит от одной флейты к другой, играя на них длинные тоны поперек медленно глиссандирующих синусоидальных волн.

Каждый следующий тон исполняется на другом инструменте. Как только исполнитель его сыграет, он (или она) сразу же должен сразу же положить инструмент и перейти к следующему, чтобы иметь достаточно времени сделать это не спеша. Флейты используются без подзвучки.

Сочинение написано для Карин Ливайн, которая впервые исполнила его 9 ноября 2001 г. в авторском вечере Люсье на фестивале Wien Modern в венском «Концертхаусе». Название произведению дала картина, подаренная композитору на семидесятилетие художницей Жаклин Гуревич.

Music for Solo Performer

Для исполнителя, многократно усиленных мозговых ритмов и ударных

Идея сочинения родилась в 1954 г., благодаря нашим беседам с физиком Эдмондом Дьюваном, работавшим в Кембриджской исследовательской лаборатории ВВС США в Бедфорде, штат Массачусетс. В то время Дьюван работал над исследованием мозговых ритмов, особенно во время полетов: считалось, что некоторые периодические визуальные ритмы медленных скоростей вращения пропеллера самолета синхронизировались с совпадающими с ними частотами мозговых ритмов пилотов, вызывая головокружение, потерю сознания и эпилептические припадки. Будучи довольно хорошим органистом-любителем, Дьюван, хотел поделиться своими идеями и наработками с композитором, которого заинтересовала бы эта, на тот момент еще неизученная область знаний. Вдохновленный снимками и возможностями электроэнцефалографии, я сразу же взялся за работу, чтобы узнать все об альфа-ритмах.

Работая часы напролет в Студии электронной музыки Брандейского университета и имея в распоряжении оборудование Дьювана (два предусилителя Tektronix Type 122, один Model 330M Kronhite Bandpass Filter, который был установлен в диапазоне от 9 до 15 Гц, один интегрирующий пороговый переключатель, электроды, соответствующие разъемы и т. д.), а также стандартное оборудование студии, я научился довольно систематично генерировать альфа-ритмы. Я обнаружил, что при установке коэффициента усиления на отметке чуть ниже точки возникновения фидбэка – проходил даже относительно слабый альфа-ритм. Часто я мог производить только короткие всплески альфа-ритмов; для более длинных фаз потребовались правильные физические и психологические условия. Я не пытался экспериментировать с биологической обратной связью как таковой, но знал об усилении моей способности производить альфа-ритмы, отслеживая в реальном времени звуки, которые шли из громкоговорителей в студии. Я заметил, что в течение длительных периодов времени, например, при записи альфа-ритмов для перформансов, или когда ты устал, расслаблен или немного скучаешь, альфа, как правило, тяготеет к пассивноти, идет на спад и проседает.

С самого начала я был настроен на живое исполнение, несмотря на некоторую неуверенность в устройствах, которые сложно контролировать даже в лабораторных условиях. Я понимал ценность ситуации ЭЭГ как театрального элемента и знал по опыту, что живой звук интереснее записанного. Мне также казался впечатляющим образ неподвижного, если не парализованного, человека, который простым изменением состояния своего визуального внимания, может привести в действие большой набор соединительного оборудования, что ассоциируется также с духовной мощью. Тихий гром альфы мне показался невероятно прекрасным и вместо того, чтобы портить его путем обработки, я решил использовать его как энергию, точно так же, как используют энергию воды.

Я использовал альфу, чтобы заставить звучать большую батарею ударных, включая тарелки, гонги, большие барабаны, литавры и другие объекты. В большинстве случаев было необходимо прикрепить к инструментам громкоговоритель, хотя в случае с хорошо резонирущими большими барабанами и литаврами громкоговоритель можно было поставить на небольшом расстоянии. Можно было поместить громкоговорители в ведра или картонные коробки, а также использовать небольшие дешевые динамики, положив лицевой стороной вниз на барабаны или приклеив их на окна. Я понял, что чередуя короткие всплески и выдержанные сигналы альфа-ритмов, принимая музыкальные решения относительно размещения громкоговорителей, выбора резонансных инструментов или объектов, управляя громкостью, распределяя по каналам и микшируя, я мог получить широкий спектр звуков, а также сохранить естественное физическое качество, которое, по-видимому, предлагалось самим источником звука.


Исполнители
Элвин Люсье (композитор, перформер)
Элвин Люсье родился в 1931 г. в Нашуа, штат Нью-Хэмпшир. Получил образование в Йельском и Брандейском университетах. После окончания учебы он по программе Фулбрайта два года провел в Риме. По возвращении, с 1962-го по 1970 г., Люсье преподавал в Брандейсе, руководил Камерным хором Брандейского университета, в работе с которым большое внимание уделял исполнению новой музыки. В 1966 г. он вместе с Робертом Эшли, Дэвидом Берманом и Гордоном Муммой основал экспериментальную музыкальную группу Sonic Arts Union (существовала до 1976 года). С 1968 по 2011 гг., более 40 лет, Люсье занимал должность профессора музыки в Уэслианском университете. Сейчас он ведет творческую деятельность, продолжая выступать с лекциями и в качестве исполнителя собственных сочинений в Азии, Европе и США.

Люсье сотрудничал с поэтом Джоном Эшбери, на чьи стихи написано сочинение Theme, и режиссером Робертом Уилсоном, работавшим над постановкой его сценического произведения Skin, Meat, Bone. Звуковая инсталляция Люсье 6 Resonant Points Along a Curved Wall сопровождала демонстрацию масштабной скульптурной работы Curved Wall Сола Левитта, ключевой фигуры концептуального искусства XX века.

Среди инструментальных произведений Люсье последних лет — Coda Variations для 6-вентильной тубы соло; Twonings для виолончели и фортепиано; Canon, переоркестровка моцартовского Реквиема, исполненная в 2007 г. в зальцбургском «Моцартеуме». В 2012 г. ансамбль Alter Ego представил в Венеции премьеру его сочинения Two Circles, написанного по заказу Венецианской биеннале. В Нью-Йорке прошли премьеры сочинений Decembre 12th (2013) в исполнении ансамбля Pamplemousse и Firewood (2014) с участием проекта Bang on a Can All Stars.

В последние годы Люсье становился резидентом фестивалей Tectonics Festival в Глазго и Ultima Festival в Осло. Концерт-портрет композитора состоялся в парижском Лувре с участием виолончелиста Чарльза Кёртиса. В 2014 г. прошли три вечера его музыки в Чикаго в исполнении International Contemporary Ensemble, два концерта в рамках концертной серии Roulette (Бруклин) с участием ансамбля Callithumpian Consort, несколько концертов в рамках Tectonics Festival в Рейкьявике и трехдневный фестиваль музыки Элвина Люсье в Городском музее современного искусства в Амстердаме.

В 1995 г. издательство MusikTexte выпустило первое собрание партитур, интервью и текстов Люсье под названием Reflections / Reflexionen на двух языках (немецком и английском). А его последняя книга Music 109: Notes on Experimetal Music вышла в 2012 г. в издательстве Wesleyan Press. В 2013 г. звукозаписывающей компанией New World Records была осуществлена запись трех оркестровых сочинений композитора.

Элвин Люсье имеет награду Общества электроакустической музыки США за личный вклад и звание почетного доктора искусств Университета Плимута (Великобритания). В 2011 г. в честь выхода композитора на пенсию Уэслианским университетом был организован трехдневный фестиваль его работ.

В 2017 году в Москве прошел шестидневный фестиваль его музыки — Everything Is Real, организованный культурной платформой «Траектория Музыки» (художественный руководитель — композитор Арман Гущян), для которого Элвин Люсье написал новое сочинение — Sickle («Серп») для солирующего терменвокса с системой цифрового дилэя, флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.
Иван Бушуев (флейта)
Иван Бушуев

В 2008 г. окончил факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории по классу современной и старинной флейты (проф. О. Ивушейкова), в 2012 г. — аспирантуру при МГК. Участник и лауреат барочной музыкальной академии в Гмундене (Австрия). По стипендии Фонда Марко Фоделла учился в Scuola Civica di Milano (Италия) в классе Марчелло Гатти (траверс-флейта). Во время обучения посещал лекции и мастер-классы Клаудио Сантамброджио (современная флейта) в Миланской консерватории им. Дж. Верди, а также по обмену учился в классе Харри Старвельда в консерватории им. Яна Свелинка в Амстердаме (Голландия).

Лауреат международных конкурсов: современной музыки в Кракове (Польша) в номинации «камерный ансамбль» (в дуэте с Н. Черкасовой); A trè в Троссингене (Германия) в номинации «старинный камерный ансамбль» (с А. Непомнящей и А. Бурцевой).

В ансамбле с Н. Черкасовой сыграл более 10 российских и мировых премьер, в т. ч. сочинений Беата Фуррера, Франко Донатони, Сальваторе Шаррино, Филиппа Леру, а также российских композиторов. Совместно с Н. Черкасовой и Д. Власиком исполнил российскую премьеру 3×Refrain 2000 К. Штокхаузена. С клавесинисткой О. Мартыновой записал диск на лейбле Caro Mitis.

В 2004-2006 гг. — солист ансамбля «Студия новой музыки» при Московской консерватории, с 2006 г. — Московского ансамбля современной музыки. Приглашенный педагог Международной академии молодых композиторов в г. Чайковском.

Автор музыки к документальному фильму о О. Мандельштаме, короткометражному фильму MILK, спектаклю «А потом…» режиссерской лаборатории «Немецкий театр. Впервые на русском» в МХТ им. А. П. Чехова.

В 2013 г. создал сольный проект электронной музыки nerest, который в 2017 г. принял участие в проекте перформансов и инсталляций Geometry of Now в пространстве бывшей электростанции ГЭС-2. В настоящее время готовит к выходу альбом nevod.
Хауке Хардер (звуковой дизайн)
Хауке Хардер

Родился в 1963 г. в г. Хайде (Германия). Изучал физику в Университете Киля, вплоть до 2000 г. проводил исследования в области молекулярной физики.

В 1989 г. начал заниматься композицией, в 1991–1992 гг. брал частные уроки у Вольфганга фон Швайница. В своих музыкальных сочинениях работает преимущественно с интерваликой чистого строя.

Курировал различные серии концертов и выставок, в т. ч. циклы концертов в «Обществе акустической психокоррекции» (Gesellschaft für akustische Lebenshilfe), сооснователем и руководителем которого был с 1989 по 1999 годы.

С 1995 г. ассистирует Элвину Люсье в реализации инсталляций и перформансов в Европе, главным образом, инсталляции Music on a Long Thin Wire. В 2012 г. вместе с Виолой Руше снял фильм о композиторе «Нет идей вне вещей».
Тревор Сейнт (колокольчики)
Тревор Сейнт

Исполнитель сочинений для колокольчиков соло таких композиторов как Кристофер Бёрнс, Джефф Хэрриот, Мэтт Сарджент и Элвин Люсье.

Участник нескольких ансамблей: дуэта Tanngrisnir (с Кристофером Бёрнсом, электрогитара), использующего алгоритмически нарезанные видео и компьютерно-управляемые световые проекции, и дуэта Skewed and Such (с Джеффом Хэрриоттом, ноутбук / перкуссия), исследующего тонкости резонансных металлов и электронной обработки звуков в реальном времени.

Среди его последних проектов — Pillars of Decay (совместно с Skewed and Such, Мэттом Сарджентом и Амандой Шуфс), в котом он выступал как композитор и как конструктор музыкального инструмента, собранного из утилизированного металла с электронным усилением, участие в создании мультимедийной композиция Archipelago группы Tanngrisnir, длящейся в течение целого вечера, а также ряда пьес для колокольчиков соло Мэтта Сарджента.
Андрей Топунов (художник)
Андрей Топунов

Художник, математик, программист, графический дизайнер, сотрудник Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна МАРХИ, кандидат технических наук, член Союза художников, выпускник Московского института электронного машиностроения (1977) и Университета культуры при Союзе журналистов СССР (1983).

Андрей Топунов создает оптические объекты и кинетические инсталляции на основе математических формул и уравнений. С помощью компьютерных программ художник исследует движение в графике, традиционно статичной и двухмерной. Превращая неподвижное изображение в интерактивное, Андрей Топунов визуализирует гармонию и красоту точных знаний — в его работах узнаются известные оптические иллюзии и фигуры: куб Неккера, треугольник Пенроуза, граф Петерсена, метаморфозы Эшера. На счету художника две персональные выставки в Музее архитектуры имени А. В. Щусева (2006, 2013), участие в различных проектах Государственной галереи на Солянке, пространства ГРАУНД, МГХПА им. С. Г. Строганова, МАРХИ и Lexus Hybrid Art (Москва, 2017).

Полное описание программы
Фестиваля Элвина Люсье
Узнайте о наших новых проектах
Рассылка анонсов предстоящих событий платформы «Траектория Музыки»