Траектория Музыки
представляет

EVERYTHING IS REAL
Фестиваль Элвина Люсье
Художественный руководитель — Арман Гущян
2.10 –7.10.2017
6 октября, пятница
Новое Пространство Театра Наций | 20:00

MEMORY SPACE

6 октября в Новом Пространстве Театра Наций музыканты московской импровизационной сцены представят композиции Люсье, исследующие резонансные свойства всевозможных предметов, а также преломление акустической информации через медиум памяти. Opera with Objects позволяет по-новому услышать палитру звуков обыденных предметов, кроющихся в них потенциальных звуковых ландшафтов. Знаменитая концепт-пьеса Memory space — музыкальная копия звуков окружающей среды (Москвы – в этом исполнении), проведенных через фильтр памяти — человеческой или механической (например, нотная бумага или магнитофонная лента) и культурной (каковой является музыкальный инструмент).

Во второй части концерта солисты ансамбля Questa Musica представят другой полюс звуковых исследований Люсье. В «Музыке для виолончели и одной или более акустически усиленных ваз» виолончель аккомпанируют вступающие с ней в резонанс вазы разной величины, самостоятельно создающих свой ритм вступления и гармонию. В In memoriam Jon Higgins для солирующего кларнета и генератора звуковой частоты Люсье исследует феномен акустических биений, которые в завершающей концерт пьесе Q для ансамбля и генераторов звуковых частот, как видимые волны на поверхности воды, превращают акустику пространства в среду из множества слышимых колебаний звуковых волн.


ПРОГРАММА


Элвин Люсье

Opera with Objects для исполнителя (-ей) c резонансными объектами
(1997)
(Moscow) Memory Space для любого количества музыкантов с записью звуков окружающей среды (1970)
Музыка для виолончели с одной или более акустически усиленных ваз (1992, российская премьера)
In Memoriam Jon Higgins для кларнета и генератора звуковой частоты (1984)
Q для скрипки, виолончели, контрабаса, кларнета и генераторов звуковой частоты
(1996, российская премьера)


ИСПОЛНЯЮТ

Арман ГУЩЯН
Владимир ГОРЛИНСКИЙ
Алексей СЫСОЕВ
Кирилл ШИРОКОВ

Саша ЕЛИНА (перформанс)

Александр ХУБЕЕВ (звуковой дизайн)

Солисты ансамбля QuestaMusica

Алексей БЫЧКОВ (кларнет)
Юлия МИГУНОВА (виолончель)
Екатерина НАЗАРОВА (скрипка)
Михаил ОЛЕНЕВ (тромбон)
Илья ПАНИЧКИН (контрабас)

Аннотации
Использование текстов возможно со ссылкой на данную страницу.
Opera with Objects
Для исполнителя (-ей) c резонансными объектами

Это одно из нескольких моих сочинений, в которых я хотел исследовать резонансные свойства бытовых предметов. В сочинении I remember (1996) певцы пытаются обнаружить резонансные области бутылок, банок и других небольших емкостей, и, найдя их, воспроизводят определенные звуковые события, используя звукоусилитель. В Opera with Objects один или несколько исполнителей простукивают объекты, которые при соединении с другими объектами, начинают динамично меняться в тембре и громкости.

У каждого исполнителя по два карандаша. Карандашом в правой руке он постукивает по карандашу в левой, а тот постепенно опускается на поверхность резонансного объекта — конфетной банки, картонной коробки, пластиковой чашки и т. д. Слышно, как поначалу из сухого, «мертвого» стука карандашей вырастает усиливающийся звук второго карандаша, который непосредственно соединен с объектом. Поскольку удары регулярные, все внимание сосредоточено на изменении громкости и тембра, а не ритма. Второй карандаш можно незаметно перемещать по поверхности объекта, провоцируя небольшие изменения в его звуке. При двух и более объектах, исполнитель может передвигаться от одного к другому и / или расположить их так, чтобы они соприкасались, создавая двойной резонанс.

Сочинение было создано для студентов курса Music 101, Worlds of Music и впервые исполнено ими 4 октября 1997 г. в зале World Music Hall Уэслианского университета Мидлтауна (штат Коннектикут).



(Moscow) Memory Space
для любого количества исполнителей с записью звуков окружающей среды

Любое количество певцов или исполнителей на акустических музыкальных инструментах погружаются в городскую или сельскую окружающую среду (агрессивную или доброжелательную) и записывают все звуки, которые они слышат. Вернувшись в концертное пространство, спустя какое-то время они должны воссоздать ту внешнюю звуковую ситуацию, в которой они оказались, исключительно с помощью своих голосов и инструментов (ничего не исключая и не дополняя, не импровизируя и не интерпретируя). В этом перформансе исполнители находятся в наушниках, чтобы во время игры прослушивать предварительно сделанные ими записи.

Сочинение под названием (Hartford) Memory Space впервые было исполнено 18 марта 1970 г. в Школе искусств Хартфорда в рамках Международного фестиваля современной американской музыки (ICAM) при поддержке Школы музыки Хартта Университета Хартфорда (штат Коннектикут).



Музыка для виолончели с одной или более акустически усиленных ваз

Вокруг исполнителя устанавливаются одна или несколько больших ваз. Внутри ваз помещаются микрофоны, направляющие усиленный звук в громкоговорители. Во время исполнения музыкант постепенно озвучивает весь диапазон виолончели, стараясь найти резонансные звуки ваз, которые благодаря микрофонам хорошо слышны. Наложения восходящих звуков виолончели и постоянного тона открытой струны создают слышимые акустические биения, которые замедляются и прекращаются при унисонном звучании.

Сочинение было впервые исполнено Эрикой Дьюк-Киркпатрик 13 февраля 1992 г. в Центре новой и экспериментальной музыки Wires в Венисе, штат Калифорния. Оно было записано Чарльзом Кёртисом для Antiopic (Sigma Editions) и неоднократно исполнялось им в США и Европе.



In Memoriam Jon Higgins
для кларнета и генератора звуковой частоты

В пьесе In Memoriam Jon Higgins синусоидальная волна исходит из одного динамика, медленно проходя снизу вверх весь диапазон кларнета. В это время кларнетист играет протяженные звуки, соотносясь с этой восходящей линией и создавая паттерны интерференции — пульсацию громких звуков, образованную близким схождением звуковых высот. Частота пульсации обусловлена расстоянием между звуковыми высотами: чем больше расстояние, тем быстрее биения. В унисонных участках акустические биения не возникают. При очень большом приближении — в пределах нескольких герц — слышно, как паттерны вращаются в пространстве.

Каждые 30 секунд синусоидальная волна поднимается на высоту одного полутона. Кларнетист играет каждый тон в течение одной минуты. Тон кларнета может входить во взаимодействие с поднимающейся синусоидальной волной с каждой стороны унисона. В этом случае скорость биений замедляется с приближением к унисону, затем снова ускоряется. Тон кларнета может вступить за минуту до того, как чистый звук достигнет с ним унисона, создавая быстрые биения, постепенно замедляющиеся до полной остановки при схождении в унисон. Или он может начинаться в унисоне с чистым звуком и биения будут ускоряться по мере расхождения звуковых высот. Эти три жеста составляют форму сочинения.

Сочинение было впервые исполнено Томасом Райденуром в декабре 1984 г. на фестивале Connecticut Composers Festival at Real Art Ways в Хартфорде (штат Коннектикут).



Q
для скрипки, виолончели, контрабаса, кларнета, тромбона и генераторов звуковой частоты

В этом сочинении генераторы звуковой частоты, настроенные на ля-бемоль (208 Гц) и си-бемоль (233 Гц), записаны на DAT кассету и воспроизводятся по отдельности через два громкоговорителя. Пять исполнителей микрохроматически варьируют протяженные звуки (15 равных микроинтервалов внутри полутона), противопоставленые чистым синусоидальным волнам генераторов, в результате чего возникают хорошо слышимые акустические биения, обусловленные приближенностью звуков друг к другу.

Буква Q в названии взята из слова квинтет (Quintet), но может отсылать также к узкому звуковому диапазону пьесы. Сочинение посвящено амстердамскому ансамблю современной музыки The Barton Workshop.

Исполнители
Арман Гущян (композитор)
Арман Гущян

Окончил Московскую консерваторию (класс проф. Р. Леденёва), стажировался в Базельской музыкальной академии (класс проф. Р. Мозера) и в Высшей школе музыки Дрездена (класс проф. М. Андре). В 2008–2013 гг. преподавал в Московской консерватории теоретические дисциплины, оркестровку и композицию.

Лауреат конкурсов им. Д. Шостаковича (Москва, 2005), Pre-Art (Цюрих, 2007) и Пифийские игры (Санкт-Петербург, 2014); стипендиат ESKAS (Швейцария, 2006) и DAAD (Германия, 2010). В 2011-2012 г. – резидент Richard-Wagner-Stätten под Дрезденом.

Среди исполнителей его музыки — Московский ансамбль современной музыки, Ансамбль солистов «Студия новой музыки», eNsemble (Россия), Nostri Temporis (Украина), Ensemble Pre-Art, Ensemble Phoenix Basel, Camerata Variabile Basel, Ensemble Paul Klee, Mondrian Ensemble (Швейцария), Sinfonietta Dresden, Ensemble Courage (Германия), Ensemble Apartment House (Англия); вокальный ансамбль INTRADA; Государственный академический симфонический оркестр им. Е.Светланова, Базельский симфонический оркестр, Дрезденский филармонический оркестр; дирижёры — Ф. Леднёв, Ф. Чижевский, J. Henneberger (Швейцария), J. Hempel (Голландия), L. Dohms и E. Klemm (Германия). Сотрудничал с Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского и В. Федосеевым.

Автор музыки к театральным спектаклям — «В Чаще» в Центре им. Вс.Мейерхольда (в соавторстве), «DreamWorks» в Русском драматическом театре Литвы и «Иллюзии» в Театре Jorik (Латвия). Часть сочинений издается в Le Chant du Monde (Париж).

С 2013 г. как куратор инициирует международные проекты новой академической музыки. Среди кураторских проектов: "Зарисовки времени" (2013), "eNsemble + Phoenix" (2015), "Реквием памяти Жоскена Депре" (2017), Фестиваль Элвина Люсье Everything Is Real (2017).
Владимир Горлинский (композитор)
Владимир Горлинский

Окончил Московскую консерваторию (класс проф. В. Тарнопольского). Преподает на кафедре современной музыки и ведет класс импровизации.

Автор пространственных композиций: «Отзвук #2. Перст Бога» (2011) для 8 исполнителей за пределами концертного зала; «Paramusic #2» (2012), «Волчица» (2013); «Книга игр» (2013), Также автор пространственных композиций для Московского Манежа (2013, 2016), Винзавода (2014) и «Еще не открывшегося пространства» (2015).

Принимал участие в создании двух спектаклей «Моменты» (Центр им. Вс. Мейерхольда): в первом как композитор, во втором, совместно с хореографом Ольгой Цветковой, как перформер (движение, звук).

Участник дуэта МЯУ, трио «Такое», группы «Хтоническая утрата».

Среди исполнителей его музыки — ансамбли Klangforum Wien (Австрия), Nikel (Израиль), Nadar (Бельгия), KONTRA-trio (Швейцария), Ereprijs, (Нидерланды), Nostri Temporis (Украина), Студия новой музыки, МАСМ, NoName, eNsemble, (Россия), Российский национальный оркестр, трубач Марко Блау (Нидерланды), контратенор Хавьер Хаген (Швейцария) и другие.

Сочинения В. Горлинского исполняются на фестивалях: Дни новой музыки в Виттене, Дармштадские курсы новой музыки (Германия), Венецианская биеннале (Италия), Авиньонский фестиваль (Франция), Gaudeamus Muziekweek (Нидерланды), Wien Modern (Австрия), «Московская осень», «Московский форум», «Пифийские игры», «Другое пространство» (Россия).
Алексей Сысоев (композитор)
Алексей Сысоев

Окончил Московский колледж импровизационной музыки, после чего длительное время концертировал как джазовый пианист. Принимал участие в различных джазовых, электронных и экспериментальных проектах. В 2008 г. как композитор окончил Московскую консерваторию, в 2011 г. — аспирантуру.

Автор музыки к постановкам К. Серебренникова, Б. Юхананова. Обладатель премии «Золотая маска» за лучшую работу композитора в музыкальном театре — спектакль «Полнолуние» Ф.Григорьяна.

Ведет активную деятельность музыканта-импровизатора. Сотрудничал с такими музыкантами как Владимир Тарасов (Литва), Sachiko M, Тошимару Накамура (Япония), Борис Балчун и The Pitch Quartet (Германия).

Исполнялся на фестивалях: World Music Days (Вильнюс, Литва), Музыкальный фестиваль в Шлезвиг-Гольштейне, Дармштадтские курсы новой музыки (Германия) Венецианская биеннале, Transart (Больцано, Италия), Klangspuren (Швац, Австрия) «Безумные дни» в Нанте и Токио (Франция, Япония), Gaudeamus Muziekweek (Утрехт, Нидерланды), «Московская осень», «Московский форум», «Другое пространство» (Москва), «Территория» (Сочи, Казань, Москва) и других.

Среди исполнителей его музыки — ансамбли Nostri Temporis (Украина), Ereprijs, Amstel Quartet (Нидерланды), Slovenski tolkalni Projekt, BL!NDMAN (Бельгия), Belgrade Percussionists (Сербия), Ensemble This | Ensemble That, Phoenix (Швейцария), МАСМ, «Студия новой музыки», N'Caged ensemble, Ансамбль ударных инструментов М. Пекарского, eNsemble, NoName (Россия), а также Ю. Фаворин, Н. Пшеничникова, Ф. Чижевский, Ф. Леднёв, И. Бушуев.
Кирилл Широков (композитор)
Кирилл Широков

Выпускник Московской консерватории (класс проф. В. Тарнопольского).

Композитор, импровизатор, поэт, пианист и перформер. Участник музыкальных и поэтических фестивалей (Венецианская биеннале, klangraum düsseldorf, «Киевские Лавры», ФОРМА, «Московский форум», фестивали верлибра, «Трудности перевода» в Москве, Spina!Fest в Санкт-Петербурге). Куратор музыкальных и интердисциплинарных мероприятий.

Созданная им совместно с арт-группой «ПровМыза» и в соавторстве с М. Булошниковым опера «Марево» была отобрана «Золотой маской» для программы «Маска плюс» и удостоена премии «Инновация» в основной номинации.

Сотрудничает со многими экспериментирующими музыкантами, театральными и кинорежиссерами, литераторами, перформерами, художниками, хореографами. Среди исполнителей его музыки — Московский ансамбль современной музыки, Студия новой музыки, Alter Ego, театр голоса «Ла Гол» Н. Пшеничниковой, NoName, eNsemble, Nostri Temporis, а также А. Горская, Э.-М. Хубен, А. Бойгер, Ш. Тут, С. Елина и другие.

Участник коллективов the same, «Хтоническая утрата», [t], 'дэка' и других. Художественный руководитель ансамбля экспериментальной музыки «дианаplaysвосприятие», организатор ансамбля солистов silent music consort.

Исполнитель российских и мировых премьер сочинений многих композиторов «альтернативной» академической музыки.

Партитуры издаются Material Press (Франкфурт-на-Майне, Германия).
Саша Елина (голос, флейта)
Саша Елина

Родилась в 1994 году. Окончила Московскую консерваторию по классу флейты. Активный деятель московской сцены новой музыки: куратор, исполнитель и импровизатор (флейта, голос). С 2017 г. — руководитель ансамбля экспериментальной музыки DianaPlaysPerception.

Среди курируемых проектов: программа «Место звука» в Электротеатре Станиславский (2015–2016), сцена новой академической музыки фестиваля Fields в Парке искусств МУЗЕОН (2016), программа «Стыковка» в Государственной Третьяковской галерее (Новая Третьяковка, 2015) и многие другие.

В качестве исполнителя является участницей ансамбля The Same (с Кириллом Широковым), дуэта МЯУ (с Владимиром Горлинским), Московского ансамбля современной музыки и других коллективов.
Александр Хубеев (композитор)
Александр Хубеев

В 2011 г. окончил композиторский факультет Московской консерватории, в 2014 г. — аспирантуру при консерватории (класс композиции Ю. Каспарова, класс электроакустической музыки И. Кефалиди).

Стипендиат Дармштадтских курсов новой музыки (Германия, 2014), победитель Gaudeamus Prize (Нидерланды, 2015), лауреат международных конкурсов в России, Украине, в Италии, Германии, Аргентине и США.

В 2011 г. был композитором в резиденции ГАМ-ансамбля. C 2014 г. — координатор Академии молодых композиторов в г. Чайковском.

Его сочинения исполняются на Венецианской биеннале (Италия), Дармштадтских курсах новой музыки (Германия), на фестивалях: «Гергиев-фестиваль» (Роттердам, Нидерланды), MATA (Нью-Йорк, США), Gaudeamus Muziekweek (Утрехт, Голландия), Ultima (Осло, Норвегия), SPOR (Копенгаген, Дания), International Pharos Contemporary Music Festival (Никосия, Кипр), Mixtur (Барселона, Испания), «Московский форум», «Московская осень», «Другое пространство» (Москва), на Дягилевском фестивале в Перми и других.

В качестве исполнителя партии электроники выступает с Московским ансамблем современной музыки, «Студией новой музыки», ГАМ-ансамблем, Ансамблем ударных М. Пекарского, струнным квартетом Cantando, Ансамблем ударников Гааги (Нидерланды), Ансамблнм SMASH (Испания).

Член Союза композиторов Москвы.
Юлия Мигунова (виолончель)
Юлия Мигунова

Лауреат международных конкурсов. Солистка ансамбля «Галерея актуальной музыки». Сотрудничает с Московским ансамблем современной музыки. На ее счету —более 20 премьер молодых авторов, таких как Алексей Сысоев, Александр Хубеев, Николай Попов, Лоренцо Трояни, Зак Томас, Луи Бон и других.
Алексей Бычков (кларнет)
Алексей Бычков

Родился в 1985 г. В 2008 закончил МГК им П.И. Чайковского (класс доцента К.В.Рыбакова) и 2011 аспирантуру РАМ им.Гнесиных (класс профессора Р.А.Маслова). 2010-победитель Всероссийского конкурса им. Нестерова(Нижний Новгород).2011-Лауреат премии президента РФ(по поддержке талантливой молодежи). Артист оркестра Большого Театра России.

Ансамбль Questa Musica
QUESTA MUSICA
Художественный руководитель и дирижер — Филипп Чижевский

Ансамбль был основан в 2008 г., в его состав вошли одаренные молодые музыканты — певцы и инструменталисты. Уже в следующем году QuestaMusica выступал с концертами в Венеции и дебютировал на сцене Московского международного Дома музыки. В 2011 г. состоялся концерт ансамбля в Камерном зале Московской филармонии.

Репертуар ансамбля охватывает русскую и зарубежную классическую музыку, произведения эпох Возрождения и барокко, а также сочинения современных композиторов. Коллектив принимал участие в постановках оперы Г. Пёрселла «Дидона и Эней» (режиссер Алишер Хасанов) и «Сказки о солдате» И. Стравинского (режиссер Олег Глушков), в исполнении оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя, симфоний и Реквиема В. А. Моцарта на исторических инструментах, представил «Свадебку» Стравинского вместе с Ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского. Участвовал в премьере оперы Сергея Невского «Франциск» на Новой сцене Большого театра (дирижер Филипп Чижевский), вместе с голландским ансамблем VocaalLAB исполнил оперу Сергея Невского Autland (дирижер Титус Энгель). Принимал участие в первом российском проекте «Ночь музыки» (2013).

В 2015 г. коллектив был приглашен художественным руководителем и режиссером Электротеатра Станиславский Борисом Юханановым для сотрудничества в постановке оперного сериала «Сверлийцы», в который вошли мировые премьеры произведений российских композиторов — Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева. В 2016 г. ансамбль Questa Musica выступал на Фестивале барочной музыки в Линце (Австрия). Среди значимых событий в истории ансамбля — исполнение Симфонии для восьми голосов и симфонического оркестра Л. Берио на Фестивале современной музыки имени Кара Караева в Баку (2013) и на V Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство» (Москва), участие в фестивале «Тьеполо-fest», посвященном итальянской культуре в подмосковной усадьбе Архангельское (2017). В июне этого года солисты ансамбля приняли участие в мировой премьере спектакля Б. Юхананова и Д. Курляндского «Октавия», состоявшейся в рамках Holland Festival в Амстердаме (Нидерланды).

Полное описание программы
Фестиваля Элвина Люсье
Узнайте о наших новых проектах
Рассылка анонсов предстоящих событий платформы «Траектория Музыки»