Траектория Музыки
представляет

EVERYTHING IS REAL
Фестиваль Элвина Люсье
Художественный руководитель — Арман Гущян
2.10 –7.10.2017

4 октября, среда | 19:00 – Концерт
Московский международный Дом музыки | Камерный зал

I AM SITTING IN A ROOM

Платформа «Траектория Музыки» представляет фестиваль-ретроспективу работ Элвина Люсье — «Everything Is Real», посвященный творчеству легендарного композитора, одного из пионеров американской экспериментальной музыки и саунд-арта. Гордостью фестиваля станет участие в нем Люсье — как композитора и как исполнителя своих знаменитых перформансов.

В Доме музыки впервые в России состоится оригинальное авторское исполнение самого знаменитого перформанса Люсье – «Я сижу в комнате», открывшего миру неслыханную ранее «музыку пространства». Композитор описывает вслух свои действия – он находится в комнате и записывает собственную речь, которая затем воспроизводится в этом же пространстве и в то же время вновь записывается. И так множество раз, пока гармония резонансных частот пространства не обретает свое собственное звучание и не превращает речь композитора, её ритм и фонетику, в музыку каждый раз уникального по своему звучанию музыкального инструмента – «комнаты» – пространства, где перформанс исполняется.

В концерте прозвучит также мировая премьера нового сочинения Элвина Люсье Sickle («Серп») для солирующего терменвокса, ансамбля и live-электроники, которую представит Московский ансамбль современной музыки. Американский ударник Тревор Сейнт исполнит одно из последних сочинений Люсье – Ricochet Lady («Леди рикошет») для колокольчиков соло, исследующее движение звука в пространстве. В завершение концерта Михаил Дубов исполнит хит Люсье, основанный на мотивах песни группы The Beatles "Strawberry Fields Forever"Nothing Is Real («Ничто не настояще») для фортепиано, акустически усиленного чайника, записывающего устройства и миниатюрной аудио-системы.

Элвин Люсье (р.1931) — важнейшая фигура в музыке второй половины XX века, первопроходец во многих областях музыкальной композиции, перформанса, звуковой инсталляции. Продолжая поэтику наблюдения за «действующим звуком» Джона Кейджа, Элвин Люсье исследует в пространстве своего искусства физическую природу звука, психологию и физиологию его восприятия, акустические свойства пространств и другие явления физического мира, существующие как эстетический потенциал вне музыки и независимо от человека. Благодаря музыке Люсье, слушатель открывает для себя как неизвестные ему свойства звука, так и то, что он считает для себя давно известным и привычным, — то, как он слушает. Звук, пространство и время в творчестве Люсье выходят из тени музыкальной выразительности, превращаясь в музыку их собственного восприятия.

ПРОГРАММА

Элвин Люсье

Ricochet Lady для колокольчиков соло
(2016, российская премьера)
I am sitting in a room для голоса и электромагнитной ленты
(1969, первое авторское исполнение в России)
Sickle для солирующего терменвокса с системой цифрового дилэя, флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
(2017, мировая премьера)
Nothing Is Real (Strawberry Fields Forever) для фортепиано, акустически усиленного чайничка, записывающего устройства и миниатюрной аудиосистемы (1990)


ИСПОЛНЯЮТ

Элвин ЛЮСЬЕ (перформанс, США)
Тревор СЕЙНТ (колокольчики, США)
Олеся РОСТОВСКАЯ (терменвокс)
Михаил ДУБОВ (фортепиано)
Хауке ХАРДЕР (звуковой дизайн, Германия)
Мэри ЛЮСЬЕ (фотография)


Московский ансамбль современной музыки

Иван БУШУЕВ (флейта, звуковой дизайн), Олег ТАНЦОВ (кларнет), Михаил ДУБОВ (фортепиано), Николай САЧЕНКО (скрипка), Илья РУБИНШТЕЙН (виолончель)
Аннотации
Использование текстов возможно со ссылкой на данную страницу.
Ricochet Lady
для колокольчиков соло

Для исполнения сочинения колокольчики устанавливаются в зале напротив стены. Когда исполнитель повторяет три или четыре ноты хроматического паттерна, звуки начинают от нее отскакивать и в момент перемещения в пространстве меняют свои характеристики.

Сочинение было написано специально для Тревора Сейнта, который впервые исполнил его 9 сентября 2016 г. в концертной серии 9 Evenings +50 в галерее Fridman Gallery (Нью-Йорк). Название произведения связано с высказыванием Мортона Фелдмана по поводу использования им колокольчиков в своем сочинении Why Patterns: «Я не чувствовал ни малейших угрызений совести от того, что придал колокольчикам интонацию, так сказать, благородной дамы».



I am sitting in a room
для голоса и электромагнитной ленты

Однажды осенью 1968 г. в коридорах музыкального факультета Брандейского университета я столкнулся с Эдмондом Дьюваном, ученым-изобретателем, работавшим на ВВС США на близлежащем аэродроме Hanscom Field. В 1965 г. он одолжил мне энцефалограф, надеясь на то, что мне удастся как-то использовать его в музыкальной композиции. Я ухватился за его предложение и создал Music for Solo Performer (1965) для усиленных «альфа-ритмов» головного мозга и ударных. В случайном разговоре Дьюван заметил, что профессор Массачусетского технологического института Боуз как раз читал недавно лекцию, в которой описывал способ тестирования громкоговорителя, над которым он тогда работал: он повторно пропускал через него звуки, воспроизведенные им же ранее, чтобы проверить их на линейность отклика. Это все, что я помню о нашем разговоре. Эта идея мне показалась интересной, и я решил провести предварительные опыты в одной из лабораторий Брандейса. Я создавал различные звуки и пропускал их через помещение снова и снова.

Весной 1969 г. я жил в квартире на 454-й Хай-стрит в Мидлтауне (штат Коннектикут). В то время я уже преподавал в Уэслианском университете. Однажды ночью я одолжил на музыкальном факультете два магнитофона Nagra. У меня был микрофон Beyer, один громкоговоритель KLH и усилитель Dynaco. Я поставил микрофон в гостиной, сел в кресло и написал текст, в котором объяснял то, что собирался сделать. Мне хотелось, чтобы эта композиция была свободной как от поэтического, так и от эстетического содержания. Не имела ничего общего с искусством.

Я прочитал текст в микрофон и записал его. Готовую запись я воспроизвел в той же самой комнате, сделав копию оригинала. Затем я повторил эту процедуру шестнадцать раз, пока у меня не получился оригинал и пятнадцать копий. Я работал всю ночь. По мере того как процесс продолжался, комната все больше резонировала, а речь становилась все менее разборчивой. Речь становилась музыкой, и это было волшебно.

Я бы хотел посвятить этот перформанс Амару Гопалу Боузу, чья новаторская разработка системы Wave Guide для громкоговорителей вдохновила меня на его создание.



Sickle
для солирующего терменвокса с системой цифрового дилэя, флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано

В течение 20 минут исполнитель на терменвоксе движением рук воспроизводит контур серпа. При повторении предусмотрены четыре фиксированные по времени дилэя (запаздывающих повторов сигнала).

Пять инструменталистов играют протяженные звуки, которые сопоставляются с постоянно меняющим свою звуковую высоту голосом терменвокса и его запаздывающими копиями, что создает слышимые акустические биения, частота которых обусловлена степенью близости между фиксированными высотами инструментальных звуков и движущимися звукама терменвокса.

Терменвокс исполняет медленное глиссандо в диапазоне чистой кварты на одном динамическом уровне. Скрипка, флейта, кларнет и виолончель подхватывают длинные тоны ровно на одну минуту — каждый на новом дыхании и со сменой смычка. Фортепиано перманентно повторяет отдельные тоны, сопровождая глиссандо терменвокса.

Сочинение было заказно культурной платформой «Траектория Музыки» для фестиваля Everithing Is Real и впервые исполнено 4 октября 2017 г. в Камерном зале Московского международного Дома музыки Олесей Ростовской (терменвокс) и Московским ансамблем современной музыки (МАСМ).

Примечание: Sickle («Серп») был вдохновлен третьей частью четвертой главы романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».



Nothing Is Real (Strawberry Fields Forever)
для фортепиано, усиленного чайничка, записывающего устройства и миниатюрной аудиосистемы

Весной 1990 г. японская пианистка Аки Такахаши попросила меня сделать аранжировку одной из песен группы The Beatles. Лейбл EMI только что с успехом выпустил ее запись полного собрания сочинений для фортепиано Эрика Сати и предложил ей записать альбом из композиций Джона Леннона и Пола Маккартни. Она согласилась с условием, что сама пригласит авторов аранжировок. Я не хотел, чтобы выбор песни зависел от моих личных воспоминаний или эмоциональных переживаний, поэтому попросил ее выбрать что-нибудь для меня. И она предложила Strawberry Fields Forever. Когда я спросил, почему она остановилась именно на этой песне, она ответила, что слова «nothing is real» напомнили ей о моей музыке.

В этой композиции звучат фрагменты мелодии и накладываются один на другой как кластер. Исполнение пишется на цифровой рекордер. Записанные фрагменты снова озвучиваются благдаря небольшому громкоговорителю, подвешенному к чайничку. Во время возвращения этих фрагментов крышка чайничка должна приподниматься и опускаться, изменяя его резонансные характеристики. Дважды во время исполнения чайничек нужно приподнять над крышкой рояля, чтобы в этот момент он перестал резонировать.

Сочинение было заказано Toshiba-EMI Ltd., Japan и включено в альбом Eastworld Compact Disc, TOCE-6655, Hyper Beatles 2 и написано специально для Аки Такахаши.

Исполнители
Элвин Люсье (композитор, перформер)
Элвин Люсье родился в 1931 г. в Нашуа, штат Нью-Хэмпшир. Получил образование в Йельском и Брандейском университетах. После окончания учебы он по программе Фулбрайта два года провел в Риме. По возвращении, с 1962-го по 1970 г., Люсье преподавал в Брандейсе, руководил Камерным хором Брандейского университета, в работе с которым большое внимание уделял исполнению новой музыки. В 1966 г. он вместе с Робертом Эшли, Дэвидом Берманом и Гордоном Муммой основал экспериментальную музыкальную группу Sonic Arts Union (существовала до 1976 года). С 1968 по 2011 гг., более 40 лет, Люсье занимал должность профессора музыки в Уэслианском университете. Сейчас он ведет творческую деятельность, продолжая выступать с лекциями и в качестве исполнителя собственных сочинений в Азии, Европе и США.

Люсье сотрудничал с поэтом Джоном Эшбери, на чьи стихи написано сочинение Theme, и режиссером Робертом Уилсоном, работавшим над постановкой его сценического произведения Skin, Meat, Bone. Звуковая инсталляция Люсье 6 Resonant Points Along a Curved Wall сопровождала демонстрацию масштабной скульптурной работы Curved Wall Сола Левитта, ключевой фигуры концептуального искусства XX века.

Среди инструментальных произведений Люсье последних лет — Coda Variations для 6-вентильной тубы соло; Twonings для виолончели и фортепиано; Canon, переоркестровка моцартовского Реквиема, исполненная в 2007 г. в зальцбургском «Моцартеуме». В 2012 г. ансамбль Alter Ego представил в Венеции премьеру его сочинения Two Circles, написанного по заказу Венецианской биеннале. В Нью-Йорке прошли премьеры сочинений Decembre 12th (2013) в исполнении ансамбля Pamplemousse и Firewood (2014) с участием проекта Bang on a Can All Stars.

В последние годы Люсье становился резидентом фестивалей Tectonics Festival в Глазго и Ultima Festival в Осло. Концерт-портрет композитора состоялся в парижском Лувре с участием виолончелиста Чарльза Кёртиса. В 2014 г. прошли три вечера его музыки в Чикаго в исполнении International Contemporary Ensemble, два концерта в рамках концертной серии Roulette (Бруклин) с участием ансамбля Callithumpian Consort, несколько концертов в рамках Tectonics Festival в Рейкьявике и трехдневный фестиваль музыки Элвина Люсье в Городском музее современного искусства в Амстердаме.

В 1995 г. издательство MusikTexte выпустило первое собрание партитур, интервью и текстов Люсье под названием Reflections / Reflexionen на двух языках (немецком и английском). А его последняя книга Music 109: Notes on Experimetal Music вышла в 2012 г. в издательстве Wesleyan Press. В 2013 г. звукозаписывающей компанией New World Records была осуществлена запись трех оркестровых сочинений композитора.

Элвин Люсье имеет награду Общества электроакустической музыки США за личный вклад и звание почетного доктора искусств Университета Плимута (Великобритания). В 2011 г. в честь выхода композитора на пенсию Уэслианским университетом был организован трехдневный фестиваль его работ.

В 2017 году в Москве прошел шестидневный фестиваль его музыки — Everything Is Real, организованный культурной платформой «Траектория Музыки» (художественный руководитель — композитор Арман Гущян), для которого Элвин Люсье написал новое сочинение — Sickle («Серп») для солирующего терменвокса с системой цифрового дилэя, флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.
Хауке Хардер (звуковой дизайн)
Хауке Хардер

Родился в 1963 г. в г. Хайде (Германия). Изучал физику в Университете Киля, вплоть до 2000 г. проводил исследования в области молекулярной физики.

В 1989 г. начал заниматься композицией, в 1991–1992 гг. брал частные уроки у Вольфганга фон Швайница. В своих музыкальных сочинениях работает преимущественно с интерваликой чистого строя.

Курировал различные серии концертов и выставок, в т. ч. циклы концертов в «Обществе акустической психокоррекции» (Gesellschaft für akustische Lebenshilfe), сооснователем и руководителем которого был с 1989 по 1999 годы.

С 1995 г. ассистирует Элвину Люсье в реализации инсталляций и перформансов в Европе, главным образом, инсталляции Music on a Long Thin Wire. В 2012 г. вместе с Виолой Руше снял фильм о композиторе «Нет идей вне вещей».
Тревор Сейнт (колокольчики)
Тревор Сейнт

Исполнитель сочинений для колокольчиков соло таких композиторов как Кристофер Бёрнс, Джефф Хэрриот, Мэтт Сарджент и Элвин Люсье.

Участник нескольких ансамблей: дуэта Tanngrisnir (с Кристофером Бёрнсом, электрогитара), использующего алгоритмически нарезанные видео и компьютерно-управляемые световые проекции, и дуэта Skewed and Such (с Джеффом Хэрриоттом, ноутбук / перкуссия), исследующего тонкости резонансных металлов и электронной обработки звуков в реальном времени.

Среди его последних проектов — Pillars of Decay (совместно с Skewed and Such, Мэттом Сарджентом и Амандой Шуфс), в котом он выступал как композитор и как конструктор музыкального инструмента, собранного из утилизированного металла с электронным усилением, участие в создании мультимедийной композиция Archipelago группы Tanngrisnir, длящейся в течение целого вечера, а также ряда пьес для колокольчиков соло Мэтта Сарджента.
Михаил Дубов (фортепиано)
Михаил Дубов

Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по специальности фортепиано (класс профессора В. В. Горностаевой), также имеет диплом органиста и музыковеда. Доцент Московской консерватории, кандидат искусствоведения, лауреат премий Seiler и «Акция» (акция по поддержке театральных инициатив).

Начал концертную деятельность еще будучи студентом консерватории, уже тогда включая в свои программы сочинения разных музыкальных стилей: от барокко до новейшей музыки.

Михаил Дубов исполняет большое количество произведений композиторов XX и XXI веков. Обладая обширным сольным и ансамблевым репертуаром, каждый сезон представляет десятки новых программ, часто являясь первым исполнителем многих сочинений российских и зарубежных авторов.

Участник ведущих международных фестивалей новой музыки: «Варшавская осень», Gaudeamus MuziekWeek (Нидерланды), Berliner Festwochen (Германия), Klangspuren (Австрия) и других.

Выступал как солист с Ensemble Modern (Франкфурт), Симфоническим оркестром Мариинского театра, НФОР, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, БСО им. П. И. Чайковского, «Новая Россия». Сотрудничал с дирижерами: А. Чистяковым, Дж. Ноттом, Дж. Нозедой, Д. Кавкой. Среди его партнеров по ансамблю — А. Любимов, Т. Гринденко, Н. Кожухарь, А. Загоринский, М. Пекарский, В. Попов и другие.

С 1993 г. является солистом Московского ансамбля современной музыки. Как солист и ансамблист участвовал в записи более 30 компакт-дисков.
Олеся Ростовская (терменвокс)
Олеся Ростовская

Училась в ЦМШ в классе А. Д. Артоболевской, и в Московской консерватории, которую окончила в 1998 г. по специальности «композиция» (класс проф. А. С. Лемана), в 1999 г. — по специальности «орган» (класс проф. О. Г. Янченко).

В 1998 г. под руководством Лидии Кавиной начала играть на терменвоксе. В 2000 г. окончила ассистентуру-стажировку по композиции, в 2001 г. — по классу органа. С 2003 г. — звонарь. В 2008 г. окончила Санкт-Петербургский университет по специальности «карильон» (класс проф. Й. В. Хаазена), в 2009 г. — Королевскую школу карильона им. Жефа Денейна в г. Мехелен (Бельгия).

Автор сочинений для симфонического оркестра, хора, органа, карильона, камерной, вокальной музыки, музыки к театральным постановкам, радиоспектаклям, мультимедийным инсталляциям, электроакустических композиций, которые звучали в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга, во многих городах России, Западной Европы и США. Выступает как солистка на органе, карильоне и терменвоксе. Часто исполняет музыку ныне живущих авторов, в т.ч. специально написанные для нее произведения.

Ведет научную и просветительскую деятельность. Ей принадлежат брошюра «Что такое карильон», статьи в области кампанологии в различных научных сборниках, научно-методическая работа «Исполнительское мастерство в области колокольной музыки: сравнительный анализ русской и фламандской традиций», статья «Как писать музыку для терменвокса». Она неоднократно проводила мастер-классы по русскому колокольному звону, семинары и мастер-классы по терменвоксу как для исполнителей, так и для композиторов. В сезоне 2010–2011 гг. на волне «Радио Мария» вела радиопередачи «Секреты музыканта» и «Дон карильон». Создала порядка десяти видеофильмов, которые демонстрировались на кампанологических конференциях, а также, в образовательных целях, для широкой аудитории.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) основан в 1990 г. композитором Юрием Каспаровым при участии лидера отечественного авангарда Эдисона Денисова. Благодаря профессионализму исполнителей коллектив быстро завоевал мировое признание: ведущие российские и зарубежные композиторы доверяли ему свои премьеры и посвящали новые произведения. На его счету более 1000 мировых и российских премьер, в том числе произведений А. Шнитке, Э. Денисова, Э. Вареза, Я. Ксенакиса, Л. Ноно, Л. Берио Х. Лахенмана. Значительное место в репертуаре коллектива принадлежит и музыке молодых композиторов.

Ансамбль записал около 50 компакт-дисков для ведущих лейблов России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. По приглашению МАСМ в Россию приезжали Янис Ксенакис, Дьердь Куртаг, Анатоль Виеру, Фредерик Ржевский, Луи Андриссен, Тео Лувенди, Жерар Цинстаг, Беат Фуррер, Клаус Ланг, Филипп Леру, Марк Андре.

Коллектив гастролировал в 28 странах мира и 80 российских городах, выступал на крупнейших международных фестивалях, таких как Московская биеннале современного искусства, Дягилевский фестиваль (Пермь), «Другое пространство» (Москва), Московская биеннале современного искусства, «Радио Франс представляет» (Франция), «Варшавская осень» (Польша), Gaudeamus Muziekweek (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic (Германия), Klangspuren (Австрия) и других. Ежегодно МАСМ дает более 70 концертов в России и за рубежом.

Одним из главных направлений его деятельности являются просветительские программы (концерты, мастер-классы, семинары), которые он ежегодно проводит в регионах России. В 2011 г. на основе ансамбля возник уникальный для России проект — ежегодная двухнедельная Международная академия молодых композиторов в г. Чайковском Пермского края. Сегодня Академия стоит в одном ряду с ведущими композиторскими курсами в Дармштадте, Руайомоне и Граце.

МАСМ активно участвует в междисциплинарных проектах, инициируя смелые эксперименты в области музыкального театра, танца, изобразительного искусства, мультимедиа. Сотрудничает с ведущими культурными институтами России, среди которых — Центр им. Вс. Мейерхольда, Электротеатр Станиславский, Гоголь-центр, МХТ им. А.П.Чехова, Новая сцена Александринского театра, ГЦСИ, Ельцин-Центр, Московский городской библиотечный центр, Третьяковская галерея, Пушкинский музей. В 2011–2014 гг. ансамбль являлся постоянным резидентом проекта «Платформа» (руководитель — К. Серебренников) на Винзаводе.

С 2005 г. МАСМ является членом Международного общества современной музыки (International Society for Contemporary Music — ISCM) в составе Российской национальной секции. В 2009 г. коллектив стал лауреатом премии «Акция» по поддержке российских театральных инициатив, в 2013 г. спектакль «Полнолуние» с участием МАСМ получил «Золотую маску» в номинации «Эксперимент». В 2015 г. газетой «Музыкальное обозрение» назван лучшим ансамблем года.

Полное описание программы
Фестиваля Элвина Люсье
Узнайте о наших новых проектах
Рассылка анонсов предстоящих событий платформы «Траектория Музыки»